За нравственность будут бороться вплоть до конфискации имущества
21 августа 2007 года

До сих пор эта норма в правоприменительной практике активно не применялась. Даже в "делах ЮКОСа" суды отклоняли иски налоговиков по 169-й! И вот - началось: в течение предыдущего месяца Арбитражный суд Москвы удовлетворил требование налогового органа о национализации имущества ряда ведущих предприятий башкирского ТЭКа, затем наложил арест на акции компании "РуссНефть" в рамках рассмотрения исков налоговиков о конфискации этих акций... И все из-за "безнравственности", выразившейся в оптимизации налогов. Что характерно, объем конфискованного, по предварительным оценкам, в конце концов может оказаться в несколько раз больше, чем сам ущерб, нанесенный государству "безнравственной" сделкой.

В Татарстане, что интересно, борьба за нравственность в экономике началась чуть раньше, зато велась мягче. В этом году 169-я статья ГК РФ оказалась реанимирована в деле нескольких "дочек" КамАЗа: после заключения ими между собой ряда сделок оказалась уменьшенной сумма налога на прибыль, а НДС был принят к вычету из бюджета. Правда, Арбитражный суд РТ отказал в признании этих сделок "безнравственными", и претензии татарстанских налоговиков были удовлетворены лишь Федеральным Арбитражным судом Поволжского округа. Да и сам размер санкций оказался соразмерным ущербу, т.е. все-таки более соответствовал нормам налогового права, чем конфискационной этики.

...Вообще понятие "нравственность" у философов вызывает продолжительные раздумья, а у юристов - здоровый дружный смех. Первые, выйдя из задумчивого состояния, выдадут вам коротенько, часа на полтора, лекцию об исторической эволюции этого понятия и множественности современных подходов к его определению. Вторые, отсмеявшись, заверят, что никакого Федерального закона "О нравственности" не существует, а то, что не сформулировано законодательно, не может быть основанием для судебного преследования. Убедившись, что философский и юридический подходы в данном случае лишены смысла, обратимся хотя бы к историческому... И история нас, как обычно, выручает.

- Откуда взялась эта драконовская норма статьи 169 ГК? - переспрашивает Эдуард Зяббаров, управляющий партнер юридического агентства ЮНЭКС. - Сохранилась записка Ленина, в которой он назвал необходимой статью первого Гражданского кодекса СССР о конфискации всего полученного по аморальной сделке и писал, что она еще "очень и очень пригодится". А узнав о попытке исключить эту статью, написал Молотову: "Обращаю внимание на то, что вчера в Совнаркоме совершенно изгадили Гражданский кодекс". Эта переписка была опубликована в журнале "Большевик" в 1937 году... Так вот, идеи вождя мирового пролетариата не умерли, а нашли свое применение уже в современной России!

Правда, в прошлом году, говорит Эдуард Зяббаров, в ходе внесения поправок в Налоговый кодекс обсуждалось предложение лишить налоговиков права подавать иски о признании сделок ничтожными с конфискационными последствиями по статье 169 ГК. Но эта норма оказалась живее всех живых. Десятилетия она "спала", а теперь пришлась уж больно ко времени - ко времени большого передела собственности. Если вместо вычисления конкретной суммы ущерба бюджету при уклонении от уплаты налогов можно по-большевистски просто прийти и забрать все - это очень большой соблазн...

Притом компания или даже частное лицо, чье имущество показалось кому-то лакомым и в отношении которых применяют 169-ю статью, начисто лишены реальной возможности защищаться. Извольте-ка в арбитражном или гражданском процессе доказать, что вы не имели умысла на безнравственность!

Башкирские компании и "РуссНефть" уже испытывают на себе это "нравственное рейдерство". Скушать КамАЗ, по-видимому, пока желающих не было. Но аппетит, как известно, приходит во время еды. Да и компании татарстанского ТЭКа уж никак не менее привлекательны, чем компании башкирского ТЭКа, и притом никак не более "нравственны". Да и кто нынче нравственный - а ну-ка докажи...

- При желании, - утверждает управляющий партнер ЮНЭКСа, - можно найти основания для конфискации почти любого имущества. Могут прийти если не ко всем, то к любому.

Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"